Возникновение управленческого учета

УУ выделился из БУ порядка 100 лет назад, когда была создана необходимость учетной информации для целей принятия управленческих и производственных решений.

Основная цель УУ – предоставление информации менеджерам организации для принятия управленческих решений.

Появление УУ как самостоятельной дисциплины связано с американской ассоциацией бухгалтеров, разработавших в 1972 году программу получения диплома по УУ. Это год деления БУ на финансовый и управленческий.

Общим является следующее:

1) УУ представляет собой часть БУ

2) включает функции планирования, управления и контроля

3) обеспечивает управленческий персонал организации необходимой информацией для принятия оперативных управленческих решений и способствует достижению поставленной задачи

Сущность управленческого учета

УУ – подсистема БУ, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления, контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Официального определения УУ в законодательных актах РФ нет, поскольку организация УУ – это внутреннее дело каждого предприятия, гос-во не может обязать вести УУ или предписать единые правила его ведения.

2 главные особенности УУ:

- ориентация информации на пользователя, т. е. определенного менеджера организации, при этом потребности менеджеров в информации будут зависеть во-первых, от функциональной области, в которой они специализируются, во-вторых, от их положения в ОСУ предприятия, поэтому система УУ в конкретной организации м. б. построена различными способами

- оперативность, т. е. информация для нужд предприятия будет полезна только в том случае, если она своевременно передается пользователю

Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом. Условия ее хранения

УУ охватывает все виды учетной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием:

- данные бухг и внутр произв учета (бухг, стат и фин отч-сть предприятия)

- внепроизв и внеучетная информация (законодат, нормат материалы, материалы проверок налоговых органов, материалы печати, ревизий, анализ конкурентов, положения на рынке и т. д.)

К информации УУ предъявляются след требования:

- адресность (инф-ция предоставляется конкретным адресатам в соотв с уровнем их подготовленности и иерархии)

- оперативность (инф-ция должна предоставляться в сроки, дающие возможность вовремя принять эффективное решение)

- достаточность (инф-ция должна предоставляться в досточном объеме для принятия решений, но не д. б. избыточной)

- аналитичность (инф-ция должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения 

поледующего анализа с наименьшими затратами времени)

- гибкость и инициативность (инф-ция д. б. полной в любых меняющихся условиях и центрам отв-сти должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной инф-ции)

- полезность (инф-ция должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска)

- достаточная экономичность (затраты по подготовке инф-ции не должны превышать экономич эффект от ее использования)

Учетная инф-ция составляет 20-30 % всей инф-ции УУ. Соответственно 70-80% инф-ции приходится на эконм анализ.

Управленческая инф-ция носит конфиденциальный характер и требует защиты.

Цель и задачи  управленческого учета

Основная цель УУ – предоставление информации менеджерам организации для принятия управленческих решений.

Цель УУ достигается посредством решения ряда задач:

1)                    формирование достоверной и полной инф-ции о внутрехозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой инф-ции руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности

2)                    планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и центров его отв-сти

3)                    исчисление фактич с/с продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет; анализ отклонений и выявление их причин

4)                    обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов

5)                    формирование информационной базы для принятия решений

6)                    выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия

7)                    выявление областей наибольшего риска и узких мест деятельности предприятия

8)                    формирование ценовой политики на предприятии, в т. ч. Пределы скидок при различных условиях сбыта и платежа

9)                    формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции

10)                 оценка эффективности дополнительных затрат и капиталовложений

Предмет и объекты управленческого учёта

Предмет УУ – финансово-хозяйственная деятельность предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений. Опреации, носящие чисто финансовый характер, в область УУ не входят.

Основные объекты УУ:

- расходы и доходы предприятия и его отдельных структурых подразделений (ЦО)

- результаты хозяйственной деятельности, как сопоставление доходов и расходов

- ЦО и система внутренней отчетности

- внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен

Система управления м. б. представлена в виде совокупности субъекта, объекта управления и их взаимосвязи. Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, которые передаются объекту управления. Объект управления воспринимает управляющее воздействие и действует в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял управляющее воздействие и отреагировал на него, субъект управления узнает с помощью обратной связи.

Субъектом управления в системе управления предприятия выступают руководители, менеджеры всех уровней управления, наделенные определен­ными полномочиями по принятию решений. Объекты управления - различ­ные ресурсы компании - работники, средства и предметы труда, научно - технический и информационный потенциал предприятия.

 

Управленческие функции.

Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает постановку цели; формулировку задач; поиск путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий.

Контроль и анализ - это проверка осуществленных планов в целом и по отдельным подразделениям, сопоставление фактических результатов с плановыми, пересмотр планов, выявление и регулирование отклонений.

В процессе анализа определяется была ли достигнута поставленная цель и выясняются причины отклонений: недостатки планирования, неоптимальный набор действий.

Организационная работа заключается  в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделы, бюро, группы» подразделения и др.); распределении обязанностей между исполнителями;

Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

Внутренняя информационная связь — это обмен оперативной и отчетной информацией, позволяющий координировать действия различных структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению каких-либо действий, которые привели к понижению эффективности управления.

 

Принципы управленческого учёта

1)                    непрерывность деятельности организации (отсутствие намерений к ликвидации и сокращению масштабов деятельности)

2)                    использование единых планово-учетных единиц измерения в планировании и в учете производства, что обеспечивает между ними прямую и обратную связь, разработка системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей УУ производства и БУ затрат

3)                    оценка результатов деятельности структурных подразделений (сегментов). Определение участия каждого подразделения в формировании прибыли от производства и реализации продукции или услуг

4)                    преемственность и многократное использование учетно-аналитической информации. Однократные фиксации данных в первичных документах и их многократное использование для всех видов управленческой деятельности, что позволяет создать экономичную систему учета и отчетности на предприятии

системность коммуникационных связей внутри организации. Проявляется в формировании показателей внутренней отчетности на всех уровнях производственной 

1)                    структуры по нарастающей и использование ее в целях управления

2)                    принцип бюджетного метода управления. Бюджетирование используется в качестве инструмента планирования, контроля и регулирования деятельности предприятия

3)                    принцип полноты и аналитичности информации. Показатели д. б. представлены в удобном для анализа виде и не требовать дополнительной аналитической обработки

4)                    принцип периодичности поступления аналитической информации. Для представления инф-ции разрабатывается график, который является частью графика документооборота на предприятии

 

Различия между управленческим и финансовым учетом

Учет, целью которого является формирование внешней отчетности для того, чтобы любой пользователь даже не имеющий никакого отношения к данной организации, мог создать некоторое впечатление о ее финансовом состоянии на отчетную дату – это бухгалтерский финансовый учет.

Если же учет ведется для того, чтобы обеспечить менеджеров организации информацией для принятия ими управленческих решений на будущее – это бухгалтерский управленческий учет.

  1. Управленческий учет предназначен для пользователей внутри организации, финансовый -- для внешних пользователей.
  2. Финансовый учет должен вестись согласно общепринятым правилам, а методика ведения управленческого учета целиком находится в компетенции главного бухгалтера.
  3. Финансовый учет отражает только то, что было, а управленческий исчисляет и ожидаемые, предстоящие значения учитываемых показателей.
  4. Финансовая отчетность составляется в строго фиксированные сроки, а в управленческом учете отчетность представляется по мере необходимости.
  5. . Информация управленческого учета представляет собой перечень максимально детализированных показателей, в то время как данные финансового учета носят итоговый характер.

В современной литературе отождествляются понятия УУ и производственный учет. Это не совсем так, исторически производственный учет является предшественником УУ. Производственный учет призван определять затраты на производство и выручку на единицу продукции, анализируя причины перерасхода  по сравнению с предшествующим периодом, а также выявлять возможные резервы экономики.

Основными разделами современного производственного учета являются:

- учет издержек по видам

- учет издержек по местам возникновения

- учет издержек по носителям

Рис. 1. Взаимосвязь видов учета

 
 
          А - УУ

                    Б - ФУ

                    В – Производственный учет

                    Г – Налоговый учет

 

 Кроме производственного учета УУ включает: бюджетирование, управленческий анализ, управленческий контроль деятельности организации и ее сегментов, принятие управленческих решений, составление внутренней сегментарной отчетности.

На сегодняшний день общепринятым является выделение налогового учета в самостоятельное направление, однако информация ФУ и УУ может использоваться в налоговых расчетах.

 

Метод У.У:

Совокупность различных приемов и способов, посредством которых объекты УУ отражаются в информационной системе предприятия, называется методом УУ.

Т. к. УУ является частью БУ, следовательно, в УУ используются элементы методов БУ:

- счета и двойная запись

- инвентаризация

- документация

- балансовое обобщение

- отчетность

Кроме методов БУ УУ использует совокупность методов статистики, экономического анализа, стратегического и оперативного управления и планирования, экономико-математические методы.


 Ключевые пользователи управленческого учета

В отличие от системы подготовки информации для бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, ориентированной на внешних пользователей, система управленческого учета и анализа ориентирована на внутренних пользователей в лице высшего руководства организации, а также руководителей и ответственных исполнителей ее подразделений.

В соответствии с этим формирование системы управленческого учета в организации должно отвечать специфическим требованиям руководства, осуществляющего функции планирования, контроля и принятия стратегических, тактических и оперативных решений.

Пользователями информации, генерируемой в рамках системы управленческого учета в организации, являются:

1) высшее руководство -- формирует стратегические цели управления организацией. Получает интегрированные управленческие отчеты о достижении поставленных целей, отражающие фактические результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации в целом и в разрезе ключевых структурных подразделений за прошедший период либо на конкретный момент времени; анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты выполнения долгосрочных целей развития организации, а также плановые и прогнозные показатели деятельности на предстоящий период;

2) руководство структурных подразделений всех уровней -- формирует оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации, и в соответствии с этим получает управленческие отчеты, включающие в себя значения ключевых показателей деятельности подразделений на конкретный момент времени, и результаты их аналитической обработки; информацию планового и прогнозного характера, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах;

3) специалисты структурных подразделений, отвечающих за формирование и реализацию долгосрочных целей развития компании. В пределах своей компетенции получают информацию о деятельности компании, ее подразделений, прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности организации.

В организациях, использующих в своей деятельности те или иные компоненты системы управленческого учета, различные функции ведения управленческого учета и обеспечения руководства соответствующей управленческой отчетностью, могут возлагаться на экономистов, работающих в любом ее структурном подразделении: аналитическом, планово-экономическом, финансовом, бухгалтерии, подразделениях стратегического планирования, функциональных структурных подразделениях.

 

Центры ответственности

В УУ под ЦО понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестированные в этот сегмент бизнеса.

Возможно формирование ЦО с разной степенью полномочий и ответственности их руководителей.

Центр затрат - центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов. Как правило, это подразделения, которые обеспечивают поддержку и обслуживание функционирования компании и непосредственно не приносят прибыль. Руководитель обладает min управленческими полномочиями и min ответственностью. Чаще производственные подразделения, отдел закупок, отдел административно-управленческого аппарата. Критерий оценки – эффективность использования ресурсов.

Центр дохода - центр финансовой ответственности, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж, не имеет полномочий по варьированию ценами и ограничен в расходовании средств (в пределах бюджета). Отдел сбыта, маркетинга, коммерческие подразделения, ответственные за реализацию. Основной показатель – объем продаж и выручка от реализации.

Центр прибыли - центр финансовой ответственности, руководитель которого нацелен на максимизацию нормы прибыли и с этой целью может варьировать ценами реализации и затратами. Как правило, центром прибыли является компания в целом.

Центр инвестиций - центр финансовой ответственности, результаты деятельности руководителя которого оцениваются на основании показателей эффективности использования активов.


Определение затрат.

Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги. Затраты отражают, сколько и каких ресурсов использовано, и эти затраты всегда соотносятся с конкретными задачами, целями. Такими задачами могут быть производство продукта, функционирование отдела, оказание услуг, для которых желательно определить величину использованных ресурсов в денежном выражении. Без указания цели понятие затрат становится неопределенным, ничего не означающим. Проще говоря, затраты – это стоимость авансированных и потребленных в данном отчетном периоде факторов производства.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением вкладов по решению собственников имущества. То есть расходы – это денежная оплата приобретенных товаров и услуг, стоимость авансированных факторов производства, но не потребленных.

Издержки из рассмотренных понятий является наиболее обобщающим показателем. Издержки – это денежное измерение ресурсов, используемых с какой-либо целью. Т.е. это означает, что затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг.


Группировка затрат.

Общая цель классификации затрат состоит в создании упорядоченной структуры, без которой невозможно эффективное ведение счетов и привязка затрат к объекту. Кроме того, с целью управления затратами и производством продукции затраты целесообразно классифицировать по направлениям в зависимости от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным направлениям учета затрат относят:

1)                    для исчисления себестоимости продукции и определение размера полученной прибыли;

2)                    для принятия решений;

3)                    для контроля и регулирования.

Для расчета себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

1.1. По экономическим элементам. К элементам затрат относятся:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения, отрасли экономики можно разделить соответственно на материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости), трудоемкие (высока доля затрат на оплату труда), фондоемкие (преобладает амортизация основных средств и иных внеоборотных активов). Данная классификация используется для отраслевого сравнительного анализа. В УУ классификация затрат по элементам не используется в силу обобщенного характера.

Классификация затрат по экономическим элементам нормативно определена. Она приведена в п.8 Положения по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», ст. 253 Главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ.

Гораздо больше информации несет в себе классификация затрат по статьям калькуляции.

1.2. По статьям. Это список статей затрат, необходимых для производства того или иного продукта или осуществления того или иного вида активности предприятия.

Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. По некоторым отраслям и видам деятельности разработаны новые методические рекомендации, более соответствующие реалиям рыночной экономики, или актуализированы старые. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовительные расходы, амортизационные отчисления (в силу большого удельного веса) и т.д. В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Потери от брака.

9. Общепроизводственные расходы.

10. Прочие производственные расходы.

11. Общехозяйственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Первые 11 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).

1.3. По способу отнесения на себестоимость выделяют прямые и косвенные затраты.

Прямые – затраты, которые можно прямо и экономично отнести к какому-либо изделию. К прямым относятся:

- прямые материальные затраты;

- прямые затраты на оплату труда (прямые трудовые затраты) (дебет счета 20);

- прочие прямые затраты.

Чем больше удельный вес прямых расходов в себестоимости конкретного объекта калькулирования, тем точнее величина его себестоимости.

Косвенные: невозможно прямо отнести на изделие. Они предварительно накапливаются на собирательно-распределительных счетах и затем расчетным путем включаются в себестоимость изделия. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной методе (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, прямым материальным затратам и пр.). Примером таких затрат могут быть полные затраты бухгалтерии. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат. Кроме того, к косвенным затратам относятся: стоимость вспомогательных материалов и комплектующих изделий, зарплата вспомогательных рабочих, затраты на содержание производственных помещений и т.д.

Косвенные расходы подразделяются на 2 группы:

а) общепроизводственные (производственные)  расходы (счет 25): общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством;

б) общехозяйственные (внепроизводственные) расходы (счет 26) осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации. Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы они остаются неизменными. Изменить их можно управленческими решениями.

1.4. По отношению к технологическому процессу:

Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства и оказания услуг: относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов, амортизация ОПФ, заработная плата основных производственных рабочих). Это расходы, без которых технологический процесс не может осуществляться. 

Накладные: вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением, обслуживанием производства. В соответствие с методикой отнесения затрат на носитель – это косвенные затраты.

1.5. По методу признания в качестве расхода:

Затраты на продукт (продуктовые, производственные): это материализованные затраты, которые овеществлены в запасах материалов, объемах незавершенного производства, остатках готовой продукции, поэтому их можно инвентаризировать. Они включают: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные затраты. В управленческом учете их называют запасоемкие затраты, т.к. они распределяются между запасами и текущими расходами, участвующими в формировании прибыли.

Затраты периода (периодические, внепроизводственные)

 непосредственно не связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), нельзя проинвентаризировать. Это издержки определенного периода, т.к. их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Это незапасоемкие затраты (счета 26 и 44, т.е. административные и коммерческие затраты), т.к. не проходят стадию запасов, а сразу влияют на исчисление прибыли. Сюда относятся затраты, связанные с обеспечением условий работы: расходы по продаже продукции, ведомственные детские сады, мед.части, столовые, клубы – без чего можно производить продукцию. Эти затраты не включаются в производственную себестоимость. Они списываются на уменьшение прибыли от продажи продукции (счет 90 «Продажи»).

1.6. По составу:

Одноэлементные: не могут быть разложены на составляющие, состоят из одного элемента (заработная плата, амортизация).

Комплексные: состоят из нескольких экономических элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.

1.7. По отношению к готовому продукту:

Затраты в незавершенном производстве (НЗП), т.е. затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей на определенный момент не превратились в готовые изделия.

Затраты на готовый продукт.

1.8. По эффективности осуществления:

Производительные – затраты на производство продукции при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции и др.)

Для целей принятия решений и планирования

2.1. По отношению к уровню деловой активности выделяют переменные, постоянные, условно-переменные (смешанные) затраты.

Переменные, зависят от деловой активности организации, т.е. возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Производственные переменные затраты: прямые затраты на оплату труда, прямые материальные затраты, затраты на вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, транспортные расходы, комиссионное вознаграждение за продажу товара.

Для характеристики переменных затрат используется коэффициент реагирования затрат:

,                                                                

где           Y – темпы роста затрат, %;

X – темпы роста деловой активности предприятия, %.

Разновидности переменных затрат:

а) пропорциональные затраты: Крз=1, они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия.

Б) дегрессивные затраты: Крз<1, темпы роста дегрессивных затрат отстают от темпов роста деловой активности.

В) прогрессивные затраты: Крз>1, затраты растут быстрее, чем деловая активность предприятия.

Постоянные, не зависят от деловой активности организации, т.е. остаются практически неизменными в течение отчетного периода. Для постоянных затрат Крз = 0. К ним относятся: заработная плата административного персонала, амортизация, араендные платежи. Из калькуляционных статей в качестве постоянных расходов принимаются общехозяйственные расходы.

В реальной жизни редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными).

Условно-переменные затраты (смешанные, условно-постоянные): их

© BazaNM 2010

 

 


Сделать бесплатный сайт с uCoz