Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности на международном уровне
- 1. Модели национальных систем бухгалтерского учета.
Национальная система БУ представляет собой систему национальных бухгалтерских стандартов. В настоящее время выделяют 3 основные модели учетных систем:
- англо-американская (англо-саксонская)
- континетальная (европейская)
-южно-американская
Англоамериканской пользуются англоязычные страны, Голландия, Австралия, Канада, Индия, Новая Зеландия, Гон-Конг, сингапур, Венесуэлла, Израиль, Кипр, ЮАР, Швеция. В перечисленных странах хорошо развиты рынки ценных бумаг, высокий профессионализм не только бухгалтеров, но и пользователей ФО. ФО ориентирована на информационное обслуживание инвесторов и кредиторов компании. В БУ особое внимание уделяется исчислению реальных финансовых результатов. Вмешательство гос-ва в формирование и регулирование методологии БУ минимально. Функции регулирования принципов и правил учета находятся в руках профессионального сообщества. Имеются существенные различия между БУ и налоговым учетом. В целях налогообложения составляются специальные налоговые отчеты.
Континентальная модель применяется в следующих странах: Австрия, Бельгия, Франция, Алжир, Греция, Испания, Италия, Дания, Норвегия, Португалия, Германия, Швейцария, Япония, близка Россия. Финансирование компаний осуществляется в основном банковским сектором, а не через фондовый рынок. Таким образом бизнес имеет тесные связи с банками. Банковская деятельность контролируется гос-вом, поэтому БУ в этих странах регулируется гос-вом. Обязательно применениеплана счетов, учрежденного гос-вом. Правила подготовки ФО также определяются гос-ным органом. Учетная практика ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и др гос-ных органов.
Южно-американская модель объединяет национальные учетные системы стран южной америки. Использование этой модели базируется на общности языка и на историческом прошлом. Отличительная особенность заключается в следующем – при составлении ФО учетные данные корректируются на темпы инфляции. Ориентирована на потребности гос плановых органов.
В последнее время выделяют еще одну модель учета – исламская модель (страны, исповедующие ислам и африканские страны).
Различия национальных систем БУ вызваны объективными обстоятельствами:
- общая экономическая ситуация в стране
-растановка политических сил в обществе
- пользователи фин инф-ции и цели, которые они преследуют
- влияние теоретических концепций БУ, доминирующих в стране
- национальная историческая традиция
- 2. Необходимость и сущность международной стандартизации бухгалтерского учета.
Вторая половина 20 века характеризуется глобализацией и интернационализацией экономических отношений, что выражается в следующем:
- создание мировых рынков, выходящих за пределы национальных границ
- возникновение предприятий со смешанным капиталом
- привлечение иностранных инвестиций и кредитов
- создание ТНК
В современных условиях огромное значение приобретает получение достоверной и понятной информации о деятельности предприятий. Бухгалтерский язык называют языком бизнеса, однако, национальные системы учета в различных странах имеют принципиальные различия.
Для получения понятной финансовой инф-ции, необходима унификация БУ – установление единых правил формирования БО. Проблема унификации БУ решается с использованием 2-х подходов:
- гармонизация
-стандартизация
Идея гармонизации реализуется в рамках европейского сообщества (ЕС). Суть гармонизации – в каждой стране может существовать своя модель организации учета, но стандарты БУ этой страны не должны противоречить аналогичным стандартам в странах – членах ЕС, т.е. бухг стандарты стран ЕС должны находиться в гармонии друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 года.
Идею стандартизации учетных процедур реализует совет по международным стандартам ФО. Суть состоит в следующем: совет разрабатывает унифицированный набор стандартов, применимый к любой ситуации в любой стране, поэтому отпадает неоходимость разработки национальных стандартов.
На процесс унификации БУ большое влияние оказали:
- общепринятые принципы ведения ФУ (GAAP)
- международные стандарты ФО (IFRS)
ГААП представляет собой совокупность норм, регулирующих ведение фин учета.
МСФО – система стандартов (положений) о порядке составления и представления ФО.
Цель МСФО заключается в разработке унифицированного набора стандартов для того, чтобы минимизировать национальные отличия ФО и предоставить пользователям сравнимую и надежную инф-цию.
- 3. Структура и классификация международных стандартов финансовой отчетности.
МСФО не регулируют технику ведения БУ. МСФО регулируют порядок формирования и представления ФО. Это обстоятельство объясняет изменения в названии стандартов в 2001 году:
- введены в действие до 1 апреля 2001 года – IAS (International Accounting Standards)
- введены в действие после 1 апреля 2001 года – IFRS (International Financial Reporting Standards)
МСФО имеют рекомендательный характер, одинаковую структуру. Каждый стандарт имеет порядковый номер и наименование.
Элементы структуры МСФО:
1) цель – эта часть содержит краткое изложение учетной проблемы и раскрытие цели выпуска стандарат
2) сфера применения – в этой части определяются конкретные объекты учета, границы действия тсандарта и оговариваются условия, при которых стандарт не применяется
3) определение – дается понятие основных терминов, применяемых в тексте стандарта
4) описание сущности стандарта – это наиболее емкая часть стандарта, может включать несколько разделов, излагаются конкретные условия призания объектов учета, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности
5) раскрытие информации – это обязательная часть стандарта, здесь приводится состав инф-ции, подлежащей раскрытию в ФО
6) дата вступления в силу – учитывается дата введения стандарта в действие
7) приложения – иногда стандарт имеет приложения, где приводятся сведения об опыте различных стран по данному вопросу, приводится формат табличных форм и др сведения
Классификация МСФО по признаку раскрытия в них основных показателей форм ФО
- Стандарты ФО: IAS1, IAS34, IFRS1
- Стандарты бухгалтерского баланса: IAS2, IAS16, IAS17, IAS36, IAS37, IAS38, IAS39, IAS40, IAS41, IFRS4, IFRS6, IFRS 7
- Стандарты отчета о прибылях и убытках: IAS8, IAS10, IAS11, IAS12, IAS18, IAS19, IAS20, IAS23, IAS26, IAS33
- Стандарты отчета о ДДС: IAS7, IAS32, IFRS2
- Стандарты консолидированной отчетности: IAS14, IAS21, IAS24, IAS27, IAS28, IAS29, IAS30, IAS31, IFRS3, IFRS5, IFRS8
- 4. Цели создания и структура Совета по МСФО. Порядок разработки и утверждения МСФО.
29 июня 1973 года представители профессиональных бух организаций из 10 развитых в экономическом отношении стран мира организовали комитет по МСФО (КМСФО=IASC). В 2001 году IASC был преобразован в совет по МСФО (IASB) – независимая неправительственная организация. В соответствии с ее уставом – главная цель совета – достижение единообразия учетных принципов для составления ФО.
Задачи совета:
1) разработка бухг стандартов, предусматривающих формирование качественной прозрачной и сравнимой инф-ции ФО
2) распрстранение стандартов и обеспечение их единообрзной интерпретации
3) активная работа с национальными органами, разрабатывающими и устанавливающими бухг стандарты для достижения конвергенции этих стандартов с МСФО
Структура совета по МСФО
Попечительский совет |
Консультативный совет по стандартам |
Правление совета |
Комитет по интепретации |
Аппарат |
Попечительский совет включает 19 членов. В состав попечителей входят представители разных регионов и различных видов бизнеса. 6 членов избираются от Сев. Америки, 6 – от Европы, 4 – Азиатсо-тихокеанский регион, 3 - из любого региона с целью установления общегеографического баланса. В настоящее время возглавляет представитель из США. Попечительский совет непосредственно разработкой стандартов не занимается. Он выполняет следующие функции:
1) назначает членов правления, консультационного совета и комитета по интерпретации
2) проводит ежегодный анализ эффективности деятельности совета по МСФО
3) принимает бюдет совета и обеспечивает его финансирование
Финансирование деятельности совета осуществляется за счет взносов профессиональных бухг и аудиторских организаций, взносов ТНК, бухг фирм, от публикаций своих разработок.
Правление совета – это основной орган, занимающийся разработкой МС. Правление включает 14 членов, из них 12 человек работают на постоянной основе и 2 на основе неполной занятости. 5 членов должны иметь практический опыт работы аудиторами, 3 – опыт подготовки ФО и 1 – научную подготовку. Члены правления избираются на 5 лет.
Консультационный совет включает 45-49 человек. Члены избираются на 3 года. Это представители различных географических регионов и различных сфер бизнеса. Они принимают участие в обсуждении проектов стандартов с целью выражения мнений различных организаций.
Комитет по интерпретации включает 12 экспертов в области БУ. Интерпретации дают однозначное толкование неясных положений стандартов. Комитет подготавливает интерпретации, далее Правление совета утверждает их.
Штаб-квартира совета по МСФО находится в Лондоне.
- 5. Состав международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). Основные отличия МСФО и ПБУ.
МСФО | ПБУ |
IAS1 Представление ФО | 1/2008 Учетная политика организации 4/99 Бух отчетность организаций |
IAS2 Запасы | 5/01 Учет материально-производственных запасов |
IAS7 Отчет о движении денежных средств | - |
IAS8 Учетная политика, изменения бухг оценок и ошибок | 21/08 Изменения оценочных значений |
IAS10 События после отчетной даты | 7/98 События после отчетной даты |
IAS11 Договоры подряда | 2/08 Учет договоров строительного подряда |
IAS12 Налоги на прибыль | 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль |
IAS14 Сегментная отчетность | 12/00 Информация по сегментам |
IAS16 Основные средства | 6/01 Учет ОС |
IAS17 Аренда | - |
IAS18 Выручка | 9/99 Доходы организации 10/99 Расходы организации |
IAS19 Вознаграждение работникам | - |
IAS20 Учет гос субсидий и раскрытие инф-ции о гос помощи | 13/00 Учет инф-ции о гос помощи |
IAS21 Влияние изменений валютных курсов | 3/06 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте |
IAS23 Затраты по займам | 15/08 УУчет займов и кредитов по их обслуживанию |
IAS24 Раскрытие инф-ции о связанных сторонах | 11/08 Инф-ция о связанных сторонах |
IAS26 Учет и отчетность по пенсионным планам | - |
IAS27 Консолидированная и индивидуальная ФО | - |
IAS28 Учет инвестиций в ассоциированной компании | - |
IAS29 ФО в условиях гипер инфляции | - |
IAS30 Раскрытиые инф-ции ФО банков и аналогичных фин учреждений | Нормативные акты, разработанные Банком России |
IAS31 ФО об участии в совместной деятельности | 20/03 Инф-ция об участии в совместной деятельности |
IAS32 Фин инструменты: раскрытие и представление инф-ции | 19/02 Учет фин вложений |
IAS33 Прибыль на акцию | - |
IAS34 Промежуточная ФО | - |
IAS36 Обесценение активов | - |
IAS37 Резервы, условные обяз-ва и усл. активы | 8/01 Условные факты хоз деятельности |
IAS38 Нематериальные активы | 14/07 Учет нематериальных активов 17/02 Учет расходов на НИОКР |
IAS39 Фин инструменты: признание и оценка | 19/02 Учет фин вложений |
IAS40 Инвестиции в недвижимость | - |
IAS41 С/х | - |
IFRS1 Первое применение МСФО | - |
IFRS2 Выплаты долевыми инструментами | - |
IFRS3 Объединения бизнеса | - |
IFRS4 Договоры страхования | - |
IFRS5 Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи и прекращенная деятельность | 16/02 Инф-ция о прекращаемой деятельности |
IFRS6 Разработка и оценка минеральных ресурсов | - |
IFRS7 Фин инструменты: раскрытие инф-ции | 19/02 Учет фин вложений |
IFRS8 Операционные сегменты | 12/00 Инф-ция по сегментам |
Основные отличия МСФО и ПБУ:
Признак отличия | МСФО | ПБУ |
Обязательность применения | Рекомендательный характер | Обязательно к применению |
Основные пользователи фин инф-ции | Инвесторы | Регулирующие органы |
Основное требование к ФО | Объективное отражение деятельности фирмы | Соответствие действующим правилам и нормативным актам |
Использование профессионального суждения при подготовке отчетности | Допускается | Не допускается |
Метод начисления (допущение временной определенности фактов хоз деятельности) | Признание в отчетном периоде всех доходов и расходов, относящихся к этому периоду | Признание в отчетном периоде доходов и расходов, подтвержденных первичными бух документами |
Требования осмотрительности | Большая готовность к учету расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов | Требование провозглашенов ПБУ 1/08, но часто не соблюдается из-за противодействия налоговых органов |
Требования приоритета экономического содержания перед юридической формой | Используется достаточно широко | Требование провозглашенов ПБУ 1/08, но используется не в полной мере из-за отсутствия механизма реализации |
Требование полноты | ФО должна включать все значительные показатели | Провозглашено в ПБУ 1/08, но на практике не соблюдается |
Тема 2. Основы финансовой отчетности.
- 1. Пользователи финансовой отчетности и их информационные потребности.
1)инвесторы – они являются поставщиками рискового капитала для предприятия. Им нужна инф-ция, которая позволяет оценить риск инвстиций и доходы от них. Акционеры также заинтересованы в инф-ции, которая позволяет оценить способность предприятия выплачивать дивиденды.
2)Работники и их представители (профсоюзы) заинтересованы в инф-ции о стабильности и прибыльности своих работодателей, способности предприятия гарантирвать оплату труда, пенсии, сохранение рабочих мест
3)Займодавцы (кредиторы) – заинтересованы в инф-ции, которая позволит определить риски в отношении возврата займов и выплаты причитающихся процентов
4)Поставщики – заинтересованы в инф-ции, которая позволяет определить будет ли в срок погашена задолженность перед ними
5)Покупатели – заинтересованы в инф-ции о продолжении деятельности предприятия в будущем. Этот интерес объясняется долгосрочными связями или зависимостью от предприятия
6)Правительство и их органы – заинтересованы в инф-ции, необходимой для выполнения своих функций (ведение стат учета, распределение рсурсов, регулирование народного хоз-ва страны, реализация налоговой политики)
7)Общественность – заинтересована в инф-ции о тенденциях и изменениях в фин положении предприятия, о роли предприятия в нем, в благосостоянии общества (уплата налогов и др.)
- 2. Назначение, статус и сфера применения Принципов составления и представления финансовой отчетности.
Система МСФО включает следующие документы:
1)Принципы составления и представления ФО (Принципы)
2)МСФО (IAS, IFRS)
3)Интерпретации, выпускаемые Комитетом по интерпретациям в составе Совета по МСФО
4)Учетная политика, разрабратывающаяся на основе МСФО, действующих внутри предприятия
В Принципах излагаются положения, лежащие в основе составления и представления ФО для пользователей. Назначение Принципов состоит в:
- помощь Правлению совета по МСФО в разработке будущих МС и в пересмотре действующих стандартов
- оказание помощи национальным органам в разработке национальных стандартов
- оказание помощи составителям ФО в применении МСФО
- оказание помощи аудиторам в формировании мнения о соответствии ФО правилам МСФО
- оказание помощи пользователям ФО в понимании инф-ции, содержащейся в ФО, подготовленнойв соответствии с МСФО
Принципы, как документ системы МСФО не является международным стандартом. Принципы и МС используются параллельно. Если Принципы вступают в противоречие с каким-либо МС, то требования МС имеют приоритет перед требованиями Принципов.
В Принципах рассматриваются следующие положения:
1) цель ФО
2) основные принципы (допущения) формирования ФО
3) качественные характеристики, определяющие полезность инф-ии, содержащейся в ФО
4) определение, порядок признания и оценки элементов ФО
5) понятие капитала и концепции поддержания капитала
Принципы применимы, как к индивидуальной, так и к консолидированной отчетности. Принципы применимы к ФО промышленных, торговых и иных коммерческих компаний как гос, так и частного сектора.
- 3. Цель и основные принципы (допущения) формирования финансовой отчетности.
ФО – это структурированное представление инф-ции о фин положении и операциям, осуществляемым предприятием за отчетный период.
Цель ФО закючается в представлении инф-ции о фин положении предприятия, о рез-тах деят-сти и изменениях в ин положении предприятия широкому кругу пользователей для принятия ими экономических решений.
ФО формируется на основе 2-х принципов (допущений): метод начисления и допущения непрерывности дестельности.
Согласно методу начисления рез-ты хоз операций признаются в том периоде, когда они возникают, независимо от периода получения или выплаты ден средств или их эквивалентов. Метод начисления информирует пользователей ФО не только о прошлых операциях, но также об обязательствах заплатить деньги в будущем и о ресурсах, которые будут получены в будущем.
Суть допущения состоит в следующем – при составлении ФО предполагается, что у предприятия нет неоходимости или намерения уменьшить масштабы деятельности или ликвидировать свою деятельность. Предполагается, что предприятие будет вести свою деятельность в обозримом будущем.
- 4. Качественные характеристики полезности информации финансовой отчетности.
Представление инф-ции:
1) понятность
2) сопоставимость
Содержание инф-ции:
1) уместность
2) надежность:
- правдивость
- нейтральность
- преобладание экономической сущности над юридической формой
- осмотрительность
- полнота
- существенность
Понятность означает доступность инф-ции для пользователей, имеющих достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, в БУ.
Сопоставимость означает пользователи ФО должны иметь возможность сравнивать оценочные значения за разные периоды времени. Это позволяет определить тенденции в фин положении и рез-тах деят-сти у предприятий.
Уместность означает наличие всей необходимой инф-ции для пользователей для принятия экономических решений.
Надежность – это комплексная характеристика, раскрывающаяся через 6 требований к инф-ции:
Правдивость – инф-ция, представляемая в ФО, должна правдиво отражать хоз операции и др события, имевшие место в течение отчетного периода.
Нейтральность – независимость представления фин инф-ции от интересов каких-либо лиц или группы лиц, фин инф-ция должна беспристрастно отражать хоз деят-сть предприятия.
Преобладание экономической сущности над юридической формой – при отражении хоз операций в ФО следует обязательно учитывать их эеономическую сущность, напрмер, в пояснительных примечаниях.
Осмотрительность – означает определенную степень осторожности при формировании суждений о фактах и событиях особенно в условиях неопределенности.
Полнота означает, что ФО и примечания к ней включают всю существенную инф-цию для пользователей.
Существенность – означает, что в отчетности должна представляться только та инф-ция, которая имеет существенное значение для пользователей при принятии экономических решений. Существенными считаются суммы, превышающие 5 % от общего итога.
- 5. Элементы финансовой отчетности и порядок их признания.
Элементы ФО – это статьи отчетности, характеризующие фин положение и фин рез-ты деят-сти предприятия.
Элементы ФО подразделяются на 2 группы:
1) элементы, характеризующие фин положение:
- активы
- обязательства
- капитал
2) элементы, характеризующие фин результаты:
- доходы
- расходы
Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых ожидается экономическая выгода в будущем. Контроль ресурса означает, что компания способна контролировать будущие экономические выгоды от использования ресурса либо физическими мерами, либо правовыми способами (через суд).
Обязательства – это текущая задолженность компании, возникающая в результате событий прошлых периодов. Уменьшение текущей задолженности достигается уменьшением ресурсов.
Капитал представляет часть активов компании, которая остается после вычета всех обязательств. Капитал включает следующие элементы:
- акционерный капитал
- нераспределенная прибыль
Резервы, формирующиея за счет нераспределенной прибыли
- резервы, представляющие собой корректировки для обеспечения поддержания капитала
Эти 3 элемента связаны основным балансовым уравнением:
А=О+СК
Уравнение лежит в основе составления бухгалтерского баланса.
Доходы представляют собой приращение (увеличение) экономических выгод в течение отчетного периода, происходящая в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств. Приращение экономических выгод выражается в увеличении капитала компании, несвязанного с вкладами акционеров. Доходы подразделяются на 2 группы:
1)доходы от обычной деятельности (выручка). Это доходы от продажи продуктов труда, получение процентов, дивидендов, арендной платы
2)прочие доходы – это нерегулярные случайные доходы (доходы от продажи ОС, запасов, положительнойкурсовой разницы, получение штрафов).
Расходы представляют собой уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств. Уменьшение экономических выгод ведет к уменьшению капитала, несвязанного с его распределением между акционерами. Расходы делятся на 2 группы:
1)расходы от обычной деятельности (з/п персонала, амортизация, затраты на сырье и материалы и т. д.)
2)убытки, которые могут возникать или отсутствовать в процессе деятельности компании (отрицательная курсовая разница, штрафы уплаченные, убытки от реализации активов, ущерб от стихийных бедствий и т. д.)
Между элементами ФО существует взаимосвязь:
А=О+СК
СК=АК+НП
НП=НПпр+Птек
Птек=Д-Р Элементы отчета о прибылях и убытках
А=О+АК+НПпр+Д-Р
Элементы бухгалтерского баланса
- 6. Оценка элементов финансовой отчетности.
Признание – это процесс включения в ФО объекта учета, который подходит под определение одного из элементов ФО. Элементы ФО признаются, если отвечают следующим условиям:
1) существует вероятность, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с этим объектом, будет получена если утрачна компанией
2) объект имеет стоимость (оценку), которая может быть надежно измерена
Оценка представляет собой процесс определения денежной суммы, по которой элементы ФО признаются в бухг балансе и отчете о прибылях и убытках. В ФО используются следующие оценки:
- первоначальная (историческая) стоимость учитывается как сумма уплаченных за актив денежных средств или их эквивалентов. Обязательства учитываются по сумме денежных средств, полученных в обмен на долговое обязательство.
- текущая (восстановительная) стоимость. Активы учитываются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена за приобретение аналогичного актива в современных условиях. Обязательства учитываются по недисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для их погашения на дату отчета.
- справедливая (рыночная) стоимость. Активы учитываются по сумме денежных средств или их эквивалентов, на которые можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными и желающими совершения сделки независимыми сторонами. Обязательства учитываются по денежной сумме, за которую можно погасить обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными независимыми сторонами.
- приведенная или текущая дисконтированная стоимость (ТДС). Для активов ТДС рассчитывается как будущее поступление ЧДП, который будет создавать данный актив при нормальных условиях функционирования бизнеса. ТДС для обязательств рассчитывается как будущее чистое выбытие денежных средств, которое потребуется для погашения обязательства при нормальном функционировании бизнеса.
- 7. Концепции капитала и поддержания капитала.
В Принципах рассматриваются 2 концепции капитала:
- фин концепция
- физическая или натуральная концепция
Большинство компаний при составлении ФО используют фин концепцию капитала. Суть фин концепции – фин капитал представляет собой инвестированные средства в деятельноть компании, его можно измерить как чистые активы компании.
Физический или натуральный капитал рассматривается как производственная мощность компании и физический капитал определяется объемом выпущенной продукции.
При выборе концепции капитала компания долдна ориентироваться на потребности пользователей.
Концепция фин капитала применяется в том случае, если пользователей интересует воспроизводство деятельности компании.
Выбор концепции капитала отражает цель, которая должна быть достигнута при определении прибыли. Выбранная концепция капитала определяет выбор концепции поддержания капитала.
Концепция поддержания фин капитала. Согласно этой концепции, прибыль считается полученной если денежная сумма чистых активов в конце периода превышает денежную сумму чистых активов в начале периода, т.е. DЧА – прирост ЧА за пер