Тема 1: Регулирование БУ и ФО на международном уровне
- 1. Модели национальных систем БУ
НСБУ – система национальных бух. стандартов.
На сегодняшний день в международной практике выделяют 3 основные модели введения БУ:
- англо-американская (англо-саксонская)
- европейская (континентальная)
- южно-американская
- · Англо-американская используется англоговорящими странами: Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Израиль, Мексика, ЮАР, Галандия, Швеция, КИПР, Гонконг, Сингапур, Венесуэла и др.
В этих странах хорошо развиты рынки цен. бумаг; фин-е компаний осуществляется через приобретение цен. бумаг.
ФО ориентирована на информационное обслуживание инвесторов и кредиторов. Гл. пользователи ФО – уч-ки рынка цен. бумаг.
Пользователи ФО отличаются высоким профессионализмом, раб. большая группа фин. консультантов.
В БУ большое внимание удел-ся исчислению реального фин. результата деят. пред-я.
Вмешательство государственных органов в пр-сс формирования и представления ФО минимально.
Ф-ции регулир-я принципов и правил учета и подготовки отчетности осущ. проф. бух. орг-ции.
Имеются существенные различия м/д бух. и налоговом учетом. Для целей н/о готовятся спец. отчеты.
- · Континентальная: Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Италия, Испания, Германия, Норвегия, Португалия, Швейцария, Франция, Алжир, Япония.
РСБУ близка континентальная модель.
Фин-е компаний осуществляется в основном банковским сектором через кредиты. Бизнес имеет тесные связи с банками. Банковская деят-ть контролируется государством, поэтому БУ в этих странах регулируется гос-вом: обязательно применение плана счетов утв. гос-вом, правила подготовки ФО также опред. гос. органами. ФО ориентир. на удовлетворение инф. потребностей гос. органов (налоговых, стат.).
- · Южно-американская модель объединяет учетные сис. ст-н Юж. Америки.
Критерии отнес. к этой сис.
- общность яз. (испанский)
- историческое прошлое
- необ. корректировки учетных данных на темпы инфляции при составлении ФО.
- ФО ориентир. на удовлетворение инф. потребностей гос. плановых и налоговых органов.
- · Исламская модель введения учета
- · Транснациональная
- 2. Необходимость и сущность междунар. стандартов БУ
Для второй половины 20 века хар-на глобализация и интернационализация эк. отношений. Это выр-ся в след.:
1) создание мировых, товарных, фондовых рынков капитала
2) возник. пред-й со смешенным капиталом
3) привлечение иностранных инвестиций и кредитов
4) созд. транснациональных корпораций
В этих условиях огромное значение приобретает достоверность и понятность фин. инф.
БУ наз. языком бизнеса. Однако нац. сис. учета в различных ст-нах имеют принципиальные различия. Для получения «понятной» инф. необ. унификация БУ. Унифик. БУ – предполагает установление одинаковых правил формирования ФО. унифик. БУ проводится на основании исп. 2 методических подходов:
1 гармонизация учета
2 стандартизация учета
Гармонизация («согласие») различные сис. БУ реализ-ся в рамках ЕС (с 1961). Суть: в каждой стране м. сущ-ть своя модель организации БУ и своя сис. бух. стандартов. Но эти стандарты не д. противоречить аналог. стандартам ст-н членов ЕС. Бух. стандарты ст-н членов ЕС д. находится в гармонии.
Идею стандартизации учетных процедур реализует Совет по МСФО. Суть: необ. разраб. патент бух. стандартов, к-е применимы в любой ст-не, в любой сит-ции. При этом отпадает необходимость созд. нац. стандартов.
На пр-сс унификации БУ большое влияние оказ.
- общепринятые принципы БУ Generally Accepted Accounting Principles (GAAP или ГААП)
- МСФО International Financial Reporting Standards (IFRS или МСФО)
ГААП пред. собой совок. норм регулир. введения ФУ. в наст. время исп. ГААП США и ГААП Великобритании.
МСФО – сис. стандартов о порядке составл. и представления ФО.
Цель МСФО – координация учетных стандартов, чтобы свести к min нац. различия при формир-и ФО.
Осн. задачи МСФО:
- определить порядок подготовки и представления ФО
- установить критерии признания отдельных объектов учета ФО
- классифицировать объекты учета
- унифицировать порядок отражения объектов учета в ФО
- рекомендовать методы оц. объектов учета
- опред. объем инф. подлежащие раскрытию в ФО
В мировой учетной пр-ке реализация перехода на МСФО
I Слаборазвитые в эк. отнош. ст-ны, у к-х нет потенциала для разработки нац. стандартов, исп. МСФО в кач-ве нац. стандартов (Грузия, Латвия, Кипр, Пакистан, Хорватия, Тайланд и др.)
II Нац. стандарты основаны на МСФО, но в нац. стандартах м. учитываться особенности страны (Литва, Бразилия, Индия, Ирландия, Мексика, Норвегия, Россия и др.)
Россия при разработке нац. стандартов исп. в кач-ве основы МСФО, но с учетом нац. условий (налогов. учета).
Разработанные нац. стандарты (ПБУ) представляются в Лондон в Совет по МСФО на экспертизу. Эксперты дают заключение соотв. стандарта МСФО.
Концепция развития БУ и ФО в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010) принят в 2004г.
С янв. 2004 все кредитные организации РФ перешли на подготовку ФО по МСФО. АО офиц. не перешли, только по желанию.
III Развитые в экономическом отношении ст-ны имеют проверенные и работающие фин. з-ны. Их задача закл. в следующем – приведение своих нац. стандартов в соов. с МСФО.
В ЕС начиная с 2005 на основе МСФО формир. ФО (консолидированная) компании, работающих на фондовых рынках.
- 3. Порядок разработки и утверждения МСФО
29 июня 1973 б. образован Комитет по МСФО. Организаторами явились представители проф. бух. орг-ций из 10 ст-н мира: Австрия, Канада, Франция, Германия, Япония, Мексика, Голландия, Великобритания, Ирландия, США.
В 2001 Комитет б. переименован в Совет по МСФО.
Совет по МСФО – это независ. неправительственная орг-ция. В соотв. с Уставом гл. цель Совета – это достижение единообразия учетных принципов для составления ФО.
Совет выполняет след. задачи:
1) разраб. бух. стандарты, к-е обеспечивают формирование кач-ной, прозрачной и сравнимой инф. ФО
2) распростр. стандарты и обеспечивает их единообразную интерпретацию
3) активная работа с нац. органами, устанавливающими нац. стандарты.
Совет по МСФО фин-ется на основе взносов бух. и аудиторских проф. объединений транснациональных компаний, фин. ин-в, кр. того, Совет получает доходы от своих публикаций.
Попечительский совет (19 чел) |
Стр-ра Совета по МСФО
Консультативный совет по стандартам (45-49 чел) |
Комитет по интерпретациям (12 чел) |
Правление (14 чел) |
Попечительский совет – представители различных регионов и видов бизнеса:
6 чел от Сев. Америки
6 чел. от Европы
4 чел от Азиатско-Тихоокеанского региона
3 чел из любого региона, с целью установления общегеографического баланса
Во главе председатель (сейчас США)
Ф-ции:
1) наз. членов правления, членов консультативного совета, комитета по интерпретациям
2) проводит ежегодной ан. эф-ти деят. Совета
3) принимает бюджет Совета и обеспечивает его ф-ние
Правление – орган, занимающейся разработкой международных стандартов.
12 работают на постоянной основе
5 д. иметь практический опыт работы аудиторами
3 опыт подготовки ФО
3 опыт пользования ФО
1 научную подготовку
Члены избираются на 5 лет
Консультативный совет. Члены избир. на 3 года.
Это представители различных географических регионов и сфер бизнеса. Члены принимают участие в обсуждении проектов стандартов.
Комитет по интерпретации – эксперты в области БУ. Интерпретация дает однозначное толкование неясных положений стандартов.
Штаб квартира Совета нах. в Лондоне.
- 4. Стр-ра МСФО
МСФО регулир. формирование и представление ФО, но не технику введения БУ. С дан. обстоятельством связано изменение в названии самих стандартов.
Введены до 1 апр. 2001 – IAS (МСФО) International Accounting Standards
Введены после 1 апр. 2001 – IFRS (МСФО) International Financial Reporting Standards
МСФО имеют рекомендательный хар-р. Каждый стандарт имеет порядковый номер и наименование.
Эл-ты стр-ры стандартов
Цель – краткое изложение учетной проблемы и раскрыв. цель выпуска стандарта
Сфера применения – гр-цы действия стандарта, конкретные объекты учета, условия, при к-х стандарты не применяются.
Определения – даются понятия осн. терминов, принимаемых в тексте стандарта
Описание сущ-ти – наиболее емкая, м. вкл. неск. разделов, где излагаются принципы решаемой проблемы, вар-ты оц., методы учета и др. аспекты.
Раскрытие инф. в отчетности – приводится объем информации обязательный для раскрытия ФО
Дата вступления в силу
Приложение – м. б., а м. не б. Приводятся табличные формы отчетов, даются сведения об опыте различ. ст-н по дан. вопр. и др. дополнительная инф.
- 5. Состав и класс-ция МСФО
Состав МСФО и ПБУ
№ п/п | МСФО | ПБУ |
1 | IAS 1 Представление ФО | 1/08 Учетная политика орг-ции 4/99 Бух. отч-ть орг-ции |
2 | «-« 2 Запасы | 5/01 Учет матер.-произ-х запасов |
3 | «-« 7 Отчет о д-е ден. ср-в | 23/11 Отчет о д-е ден. ср-в |
4 | «-« 8 Учетная политика, изменения бух. оц. и ошибок | 21/08 Изменение оценочных значений |
5 | «-« 10 События после отч. даты | 7/98 События после отч. даты |
6 | «-« 11 Дог-ры додряда | 2/08 Учет дог-в строительного подряда |
7 | «-« 12 Налоги на П | 18/02 Учет расчетов по налогу на П орг-ции |
8 | «-« 14 Сегментная отч-ть | 12/10 Инф. по сегментам |
9 | «-« 16 ОС | 6/01 Учет ОС |
10 | «-« 17 Аренда | - |
11 | «-« 18 Выр-ка | 9/99 Доходы орг-ции 10/99 Расходы орг-ции |
12 | «-« 19 Вознаграждение раб-в | - |
13 | «-« 20 Учет гос. субсидий и раскрытие инф. о гос. помощи | 13/00 Учет инф. о гос. помощи |
14 | «-« 21 Влияние измен. валютных курсов | 3\06 Учет активов и обяз-в, ст-ть к-х выражена в иностр. валюте |
15 | «-« 23 Затраты по займам | 15/08 Учет расходов по займам и кредитам |
16 | «-« 24 Раскрытие инф. о связанных сторонах | 11/08 Инф. о связанных сторонах |
17 | «-« 26 Учет и отч-ть по пенсионным планам | - |
18 | «-« 27 Отдельная фин. отч-ть | - |
19 | «-« 28 Учет инвестиций в ассоциированный капитал | - |
20 | «-« 29 ФО в усл. гиперинфляции | - |
21 | «-« 30 Раскрытие инф. в ФО банков и аналог. фин. учреждений | Нориативные акты, разраб. банком России |
22 | «-« 31 ФО об участии в совместной деят-ти | 20/03 Инф. об участии в совмест. деят-ти |
23 | «-« 32 Фин. инструменты: раскрытие и представление инф. | 19/02 Учет фин. вложений |
24 | «-« 33 Прибыль на акцию | - |
25 | «-« 34 Промежуточная ФО | - |
26 | «-« 36 Обесценение активов | - |
27 | «-« 37 Резервы, условные обяз-ва и условные активы | 08/10 Оценочные обяз-ва, условные обяз-ва и условные активы |
28 | «-« 38 НА | 14/07 Учет НА 17/02 Учет расходов на НИОКР |
29 | «-« 39 Фин. инструментов: признание и оц. | 19/02 Учет фин. вложений |
30 | «-« 40 Инвестиции в нед-ть | - |
31 | «-« 41 с/х | - |
32 | IFRS 1 Первое применение МСФО | - |
33 | «-« 2 Выплаты основ. на акции | - |
34 | «-« 3 Объединение бизнеса | - |
35 | «-« 4 Дог-ры страх-я | - |
36 | «-« 5 Выбытие внеоборотных активов, удержив. для пр-жи и прекращенная деят-ть | 16/02 Инф. по прекращаемой деят. |
37 | «-« 6 Разраб. и оц. ресурсов | - |
38 | «-« 7 Фин. инструменты: раскрытие инф. | 19/02 учет фин. вложений |
39 | «-« 8 Операционные сегменты | 12/10 Инф. по сегментам |
Класс-ция МСФО по признаку раскрытия в них осн. пок-лей форм ФО:
1 Стандарты ФО: IAS 1; 34; IFRS 1
2 Стандарты бух. баланса: IAS 2; 16; 17; 36; 37; 38; 39; 40; 41; IFRS 4; 6; 7.
3 Стандарты Отчета о П и У: IAS 8; 10; 11; 12; 18; 19; 20; 23; 26; 33
4 Стандарты Отчета о д-и ден. ср-в: IAS 7; 32; IFRS 2
5 Стандарты консолидированной отч-ти: IAS 14; 21; 24; 27; 28; 29; 30; 31; IFRS 3; 5; 8.
- 6. Осн. отличия рос. правил бух. отч-ти от МСФО
В России нац. бух. стандарты разраб. на основе МСФО, вместе с тем в них отражаются осн. особенности РСБУ.
Осн. отличия МСФО и ПБУ
Пр-к отличия | МСФО | ПБУ |
1.Обязательность применения | Рекомендательный хар-р | Обязательно к применению |
2.Осн. пользователи инф. | инвесторы | Регулирующие органы (прежде всего налоговые) |
3.Осн. треб. к ФО | Объективное отражение деят фирмы | Соотв. действующим правилам и нормативным актам |
4.Использование проф. суждения при подготовке отч-ти | допускается | Не допускается |
5. Метод начисления | Признание в отч. периоде всех расх. и дох. относ. к этому периоду | Признание в отч. периоде расх. и дох. подтвержденных первичными бух. док-ми |
6.Требование осмотрительности | Большая готовность к учету расх. и обяз-в, чем возможных дох. и активов | Треб. провозглашено в ПБУ 1/2008 «Учет. полит. орг-ций». Но на практике не соблюдается из-за противодействия налоговых органов |
7.Треб. приоритета эк. содержания перед юр. формой
| Исп. достаточно широко | Треб. провозглашено в ПБУ 1/2008 «Учет. полит. орг-ций». Но не исп. в полной мере из-за отсутствия механизма реализации |
8. Треб. полноты | ФО вкл. все значимые пок-ли | Треб. провозглашено в ПБУ 1/2008 «Учет. полит. орг-ций». Но на практике не соблюдается |
Тема 2: Основы ФО
- 1. Пользователи ФО и их инф-ные пот-ти
1) Инвесторы – это поставщики рискового капитала для пред-я и им нужна инф., к-я позвол. оц. риск инвестиций и спрогнозировать доходы от инвестиций
Акционеры
2) Работники и их представители (профсоюзы). Инф. о стабильности и прибыльности своих работодателей, о сп-ти предприятия гарантировать опл. тр. и пенсии, о сохр. р.м.
3) Заимодавцы (кредиторы) – заинтересованы в инф, к-я позвол. опред. риски в отношении возврата займов и выплаты причитающихся %.
4) Поставщики – заинтересов. в инф, к-я позвол. опред. будет ли в срок погашена задолженность перед ними.
5) Покупатели – «-« о продолжении деятельности пред-я для заключения долгосрочных договоров
6) Правительство и их органы (прежде всего налоговые) – необ. инф. позвол. гос-ву выполнять свои ф-ции
7) Общественность – СМИ, общ. орг-ции – инф. о тенденциях развития пред-я, о его фин. состоянии, о вкладе пред-я в благосостояние района, ст-ны в целом через уплаты налога, увеличения р.м. и др.
С прямым интересом: 1-5
С косвенным интересом: 6,7
- 2. Назначение, статус и сфера применения Принципов составления и представления ФО
Сис. МСФО вкл. след. нормативные док-ты:
- принципы составления и представления ФО
- международные стандарты ФО
- интерпретация к МСФО
- учетная политика конкретной орг-ции
В Принципах излаг-ся положения, лежащие в основе составления и представления ФО для пользователей.
Назначение Принципов сост. в след:
1) помощь правлению Совета по МСФО в разработке буд. международ. стандартов и пересмотре уже сущ-х стандартов
2) оказ. помощи нац. органам в разработке нац. стандартов
3) оказ. помощи составителям ФО в применении МСФО
4) «-« аудиторам в формировании мнения о соотв. ФО междунар. стандартам
5) «-« пользователям ФО в понимании инф. содержащиеся в ФО составленной на основе МСФО
Содержание:
- цель ФО
- основ. принципы (допущения) формир. ФО
- качественные хар-ки опред. полезность фин. инф.
- определение, порядок признания и оц. эл-в ФО
- пон. капитала и концепции поддержания капитала
Принципы не явл. МСФО, эти док-ты исп-ся параллельно. Если Принципы вступают в противоречие с к.-л. положениями МСФО, то положение стандарта имеет приоритет над треб. Принципов. Принципы м. исп. для составл. индивид. и консолидированной отч-ти для различных направлений бизнеса.
- 3. Цель и основные принципы формирования ФО
Цель закл. в предоставлении инф. о фин. положении предприятия, о результатах деят. и изменениях в фин. положении пред-я широкому кругу пользователей для принятия эк. реш.
ФО пред. собой стр-ное представление инф-ции о фин. положении и операциях осуществленных пред-ем
ФО формир-ся на основе 2х принципов или допущений:
1) метод начисления (РСБУ – допущения временной определенности фак-в хоз. деят)
2) допущение непрерывности деят-ти
Согласно методу начисления результаты хоз. операций (дох, расх) признаются в том периоде, когда они имели место. При этом не учит. факт получения или уплаты ден. ср-в. Следовательно, результаты хоз. операций вкл-ся в фин. отч-ть тех периодов, когда имели место хоз. операции.
ФО, составленная по методу начислений, информирует пользователей о прошлых операциях, а т.ж. об обяз-вах получить или уплатить ден. ср-ва и о ресурсах, к-е будут получены или уйдут из пред-я в буд.
При составлении ФО предпол., что пред-е будет вести хоз. операции в обозриимом буд. У пред-я нет намерения или необ-ти в ликвидации или в существенном сокращении масштабов деят.
- 4. Качественные хар-ки полезности инф-ции ФО
В целях полезности для пользователей инф-ция в ФО д. обладать рядом качественных хар-к:
1) Представление инф-ции: Понятность и Сопоставимость;
2) Содержание инф-ции: Уместность и Надежность – правдивость, приоритет эк. сущности над. юр. формой, нейтральность, осмотрительность, полнота, существенность.
Полезность означает доступность инф. для пользователя имеющего достаточные знания в сфере деловой и эк. деят-ти.
Сопоставимость – пользователи фин. отчетов д. иметь возможность сравнить их пок-ли за разные периоды времени и оц. тенденции изменений в фин. положении и в результате деят. пред-я. Сопоставимость пок-лей позволяет т.ж. сравнить аналогичные отч-ти у разных предприятий за один период времени.
Инф. явл. уместной, если она влияет на эк. решения пользователей. Тогда уместность означ. наличие в ФО всей необ. инф-ции для пользователей для принятия эк. решений.
Правдивость означ., что инф., представленная в ФО, д. правдиво отражать хоз. операции и др. события, имевшие место в отч. периоде.
Приоритет эк. сущности над юр. формой. При отражении хоз. операций и событий след. учит. их эк. сущ-ть, а не только юр. форму.
Нейтральность означает независимость представления фин. инф. от интересов к.-л. лиц, либо группы лиц. Данные ФО д. беспрестанно отражать хоз. деят. пред-я
Осмотрительность означает опред. степень осторожности при формир-нии суждений о фактах и событиях, особенно в условиях неопределенности
Полнота означ., что фин. отчеты и примечания к ним представляют всю существенную инф. для пользователей.
Существенность инф-ции означ. представление в ФО только той инф=ции, к-я имеет существенное значение для пользователей для принятия эк. решений. Каждая существенная статья д. представляться в фин. отчете отдельно.
Существенными принимаются оценочные значения, привышающие 5% общего итога.
Несущественные суммы включают в состав более крупных статей аналогичного назначения.
- 5. Эл-ты ФО
Статьи отч-ти хар-щие фин. положение и фин. результаты деят орг-ции.
Эл-ты ФО:
1) Эл-ты хар-щие фин. положение
Активы (А)
Обязательства (О)
Капитал (К)
2) «-« результаты деят-ти
Доходы (Д)
Расходы (Р)
Активы – это ресурсы контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от к-х ожидается эк. выгода в буд.
Контролируемые компанией – компания м. ограничить использование ресурсов, ограничение м. осущ. физ. мерами и юр. мерами.
Обязательства – это тек. задолженность компании, возник. в результате событий прошлых периодов. Погашение тек. задолженности приводит к уменьшению ресурсов компании, приносящих ей эк. выгоду.
Капитал – это фасть активов компании, остающиеся после вычета всех ее обяз-в. Состав капитала: акционерный капитал, нераспределенная П., резервы формир. за счет нераспред. П., резервы представл. собой корректировки для обеспечения поддержки капитала.
Эти 3 эл-та взаимодействуют м/д собой осн. балансовым ур-ем
А=О+К
Доходы представляют собой увеличение эк. выгод в тесение отч. периода, к-е происходит в виде притока А или уменьшения О. согласно МСФО доходы подразделяются на 2 вида:
- доходы от обычной деят-ти
- прочие доходы (нерегулярные или случайные доходы, пр-жи ОС, полученные штрафы, курсовые разницы и т.п.)
Расходы – уменьшение эк. выгод в течении отч. периода, к-е происходит в форме оттока А или увеличения О.
Расъоды:
- Расходы от обычной деят-ти (связ. с осн. уставной деят., СиМ, тр. ресурсы и т.п.)
- прочие расходы (убытки, к-е м. возник. в пр-ссе деят-ти компании – от пр-жи ОС, ущерб от стих. бедствий, «-» курсовые разницы, штрафы уплаченные и т.п.)
М/д эл-ми ФО сущ. взаимосвязь
А=О+К
К=АК+НП
А=О+(АК=НП)
НП=НПпрош.лет + Птек
Птек=Д-Р
А=О+АК+НПпрош.лет+Д-Р (первые 3 пок-ля бух. баланс, последние 2 – Отчет о П и У)
6.Признание и оц. эл-в ФО
Признание – это пр-сс включения в ФО объекта учета, к-й подходит под определение 1 их эл-в ФО и отвечает след. усл.:
- сущ. вер-ть, что компания б. получать эк. выгоду от исп. этого объекта учета
- объект имеет стоимостную оц., к-я м.б. надежно измерина
Оценка – это пр-сс опред-я ден. суммы, по к-й эл-т ФО б. призноваться в бух. балансе или в Отчете о П и У.
В ФО исп-ся след. виды оц.:
1) первоначальная (историческая) ст-ть эл-в ФО
А учит-ся по сумме уплаченных за них ден. ср-в или их эквивалентов.
О учит-ся по сумме ден. ср-в или их эквивалентов получ. в обмен на долговое обязательство.
2) тек. ст-ть (в РСБУ – восстановит. ст-ть)
А учит. по сумме ден. ср-в или их эквивалентов, к-я д.б. уплачена за приобретение аналогичного А в совр. усл.
О учит. по не дисконтированной сумме ден. ср-в или их эквивалентов, к-я потребовалась бы для их погашения на дату отчета
3) справедливая ст-ть ( в РСБУ – рын. ст-ть)
А учит. по сумме ден. ср-в или их эквивалентов, к-я м.б. получена при совершении сделки м/д хорошо осведомленными и желающими совершить такую сделку независимыми сторонами.
О учит. по не дисконтир. сумме ден. ср-в, за к-ю м. получить обязательства при совершении сделки м/д хорошо осведомленными и желающими совершить такую сделку независимыми сторонами.
4) приведенная ст-ть (тек. дисконтированная ст-ть) ТДС
А учит. как тек. ден. ст-ть буд. чистых ден. потоков, к-е м.б. созданы при использовании А в нормальных условиях введения бизнеса.
О учит. по ТДС буд. чистых ден. потоков, к-я потреб-ся для погашения О при нормальных усл. введения бизнеса
7.Концепции капитала и поддержания капитала
В принципах составления и представления ФО рассм. 2 концепции капитала:
- фин. капитал
- физический (натуральный) капитал
Компания по своему желанию выбирает концепцию капитала и отлич. ее в учет. политике. Выбранный вид капитала влияет на составление ФО.
Большинство компании исходит из фин. концепции капитала.
Фин. капитал (инвестированные ср-ва в деят. компании) – это синоним чистых активов, к-е расчит. как ст-ть ак. за вычетом всех О.
Физ. концепция – физ. капитал рассм., как продуктивная сп-ть или произ. мощность компании.
При выборе концепции капитала компании д. ориентир-ся на пот-ти пользователей.
Концепция поддержания капитала
Концепция поддерж. фин. капитала. П счит-ся заработанной, если величина чист. ак. в конце периода превыш. величину чист. ак. в начале периода, т.е.
П = ∆ЧА = ∆К
Поддержание фин. капитала м.б. измерена в ден. ед.
При выборе этой концепции след. учит., что размер капитала зависит оц. А и О; переоценка А и О влияет на величину капитала.
Величина переоценки А рассм-ся как корректировки необ. для поддержания капитала или как резервы переоценки в бух. балансе.
Концепция поддержания физ. капитала. П. счит. заработанной, если физ. производительность компании в конце периода превышает физ. произ-ть в начале периода
∆К = ∆ПМ
Физ. концепция капитала оц. свой А по тек. ст-ти, переоценка не проводится.
Тема 3: Содержание и порядок представления ФО
1.Назначение, содержание и сфера применения МСФО (IAS) 1 «Представление ФО
IAS 1 раскрывает теор. и методологические подходы к формированию ФО. Этот стандарт углубляет и развивает принципы составления представления ФО.
IAS 1 определяет:
- комплект ФО
- рекомендации по стр-ре ФО
- min требований к содержанию ФО.
IAS 1 применим к ФО всех коммерческих организаций, вкл. кредитные и страховые компании. Стандарт применим к ФО индивидуальных и консолидированной группе компаний.
ФО – стр-ное представление инф-ции о фин. положении, об операциях и результатах деят. компании.
Цель ФО – это раскрытие инф-ции об А, О, капитале, о дох. и расх., о фин. результатах компании. Дан. инф-ция д.б. полезной для широкого круга пользователей при принятии эк. решений.
ФО показ. результаты упр-я ресурсами, т.е. качество менеджмента.
Отв-ть за подготовку и представление ФО несет совет дир-ров и администация компании
IAS 1 определяет полный комплект ФО:
- бух. баланс
- Отчет о П и У
- Отчет об изменениях капитала
- Отчет о д-е ден. ср-в
- Учетная политика компании
- Пояснительная записка – Примечания к ФО.
Примечания к ФО наиболее объемная часть ФО. МСФО получили широкое признание в деловом мире именно потому, что в составе ФО предсталяется детальная и полезная инф-ция в составе примечаний.
Содержание примечаний:
- заявление о соотв. МСФО
- инф-ция о применяемых оц. А и О
- вспомогательная инф. для статей каждого ФО
- прочие пояснения (напр, раскрываются события после отч. даты и др.)
В состав ФО м. вкл-ся дополнительная инф-ция не входящая в обязательный перечень.
Доп. инф-ция:
- аудиторское заключение
- фин. обзоры рук-ва компании
- отчеты по вопросам окружающей среды
- отчеты о добавленной ст-ти и др.
Фин. обзор м. вкл. след. инф-цию:
- источники фин-ния деят. компании
- обзор осн. фак-в влияющих на фин. результат компании
- стр-гия компании
- политика упр-я рисками компании
- инвестиционная политика
- политика выплаты дивидендов и др.
В соотв. с IAS 1 при представлении ФО необ. соблюдение 8 критериев:
1) соотв. МСФО
2) учетная политика компании д. обеспечивать соотв. ФО требованиям МСФО и интерпретации
3) допущения непрерывности деят-ти компании
4)&nb… Продолжение »